ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА ПОИСК
ГЛАВНАЯЦЕНТР ПОДГОТОВКИО ЦЕНТРЕЭкспертыСтатьи

Общественные инициативы в развитии сельских территорий: рекомендации эксперта

Автор Владимир Вайнер, написано 3 Июнь 2011 г. в 16:46

Публикую здесь вышедщий в девятом номере бюллетеня АСИ (http://asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf/va_WebPages/D36BC196767ABCFCC32578A100456075Rus) материал, родившийся после участия в лично значимом для меня проекте реального развития территорий.

В Вологодской области действует проект «Создание межрегионального центра подготовки мастеров сопровождения инициатив». Его суть – развитие сельских территорий через развитие людей, создание института, который поможет на муниципальном уровне наладить непосредственную работу с людьми, вовлечь самых активных в процесс развития поселений. В рамках проекта инициативные группы поселений совместно с районными и сельскими администрациями прошли специальное обучение. Они учились разрабатывать проекты развития сельских территорий, находить ресурсы, вовлекая население и участвуя в целевых программах разного уровня. Финальным событием проектных школ стал инвестиционный форум, на котором участники могли профессионально представить свои проекты, а инвесторы и администрации – выбрать и поддержать наиболее эффективные из них. Всего на форуме было представлено 55 проектов по пяти направлениям и кластерам развития: туризм, сельское хозяйство, лесной комплекс, ЖКХ/строительство и благоустройство, социальная сфера. Эксперт Общественной палаты РФ, креативный директор Центра рекламных исследований Grand Prix Владимир Вайнер, принявший участие в разработке и проведении двух проектных школ и инвестфорума, сформулировал свои рекомендации по подготовке инвестиционных проектов развития сельских территорий. Автор не претендует на полный обзор темы, он делится своими личными открытиями, сделанными в процессе четырехмесячной работы в качестве эксперта и консультанта проекта.

Проект «Создание межрегионального центра подготовки мастеров сопровождения инициатив» реализуется при поддержке губернатора Вологодской области В.Е. Позгалева и областной целевой программы «Комплексные меры по реализации пилотного проекта «Развитие социального потенциала сельских поселений» на 2009–2011 годы». Проект также был поддержан федеральным грантом Открытого конкурса проектов некоммерческих неправительственных организаций, имеющих социальное значение, в сфере образования, искусства, культуры и общественной дипломатии, проводимого Институтом проблем гражданского общества.

1. Не торговать земельными участками, как часто это бывает на инвестфорумах в регионах, а продавать готовые проекты, за которыми стоят реальные жители этой территории.

«...Это не реально. Никто не стоит, все давно ушли из села или не могут стоять из-за алкогольного опьянения» – первая критическая мысль, которая приходит в голову после такого совета. Но это неосознанное оправдание нежелания действительно развивать территорию. Проект начинается с людей, которым хочется что-то изменить. Иногда достаточно одного человека в районе, одного человека в администрации, одного активного жителя, который не успел собрать вещи и уехать из села.

Возьмем успешные примеры – в них все начинается не с проданного инвестору участка, а с «искры», с одного-двух активных людей, которые начинают желать жить лучше, и хорошо, если администрация начинает видеть в них ресурс развития и содействовать в этом. Иногда это происходит не сразу. Часто движение начинается с детских игровых площадок, с территории вокруг колодца или бурения скважины, с лавочек для отдыха, с поля, на котором можно сделать площадку для игры в городки или даже с футбольного поля.

Потом, и уже в партнерстве с администрацией, могут появиться проекты благоустройства клубов, дома быта или маленького производственного цеха. Вот тут и появляются первые инвестиционные проекты. И чем дальше, тем больше будут амбиции местных жителей – когда они почувствуют, что можно действовать. И об этом следующая мысль.

2. Общественные объединения в разных формах – главный секрет современного самоуправления территорией.

Если глава поселения сам живет в родном населенном пункте и действительно хочет его развития, а не распродажи земель и переезда на новый доходный участок, то при поддержке активных жителей он может начать строить местный общественный сектор.

На кого ему опереться, кто эти типичные сельские активисты? Часто – уже существующие кое-где общественные организации ветеранов, многодетных матерей, спортивные клубы, люди, работающие с людьми (врачи, библиотекари, учителя, заведующие клубами), пенсионеры с опытом работы, мастера, оставшиеся без работы из-за закрытия предприятий, предприниматели, просто люди с активной жилкой, которые собирают сезонные продукты и торгуют, как могут и где могут, и кормят этим всю семью, не уезжая из села.

Все они могут поверить, что глава поселения действительно ждет помощи, а их энергия и умения, наконец, оказались востребованы для развития территории. Эти люди могут объединиться в общественный совет при главе и помогать определять направления развития территории. Они могут создавать общественные и некоммерческие организации и своими силами решать часть проблем местного сообщества. Эти люди, поддержанные за свою активность другими односельчанами, могут становиться депутатами и уже в новом статусе обеспечивать развитие территорий и т.д. Возникает вопрос: а за чей счет это все будет сделано? И тут приходит мысль о третьем ключе.

3. Ресурсы местных территорий – в первую очередь в людях, затем в самих территориях и затем в информации – о законах и поддержке общественных инициатив.

После общения с представителями многих районных и сельских поселений приходишь к выводу, что ФЗ-131 [«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»] не разъяснен на местах до сих пор. В связи с этим местные управленцы могут быть не в курсе, как и на что они вправе получить финансирование из областного и федерального бюджета и как, с другой стороны, поддерживать местные инициативы. И здесь же еще одно открытие – ФЗ-40 [«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»], который полностью и подробно описывает принципы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, вообще неизвестен не только на уровне администраций сельских поселений, но и на большинстве последующих уровней управления регионом.

Почему важно понимать эти законы с точки зрения развития территорий и привлечения ресурсов? Потому что любой подряд или любой грант из любого источника может в этом случае быть получен именно самими жителями поселения, объединившимися в некоммерческие или коммерческие организации, способные предлагать инвестиционные проекты, готовые реализовывать заказы и социальные программы на своей территории. Деньги на ремонт клуба не уйдут стороннему подрядчику, как это обычно происходит, а будут получены местной организацией из местных жителей, гранты на поддержку некоммерческих организаций и местного и даже федерального уровня окажутся доступными для местных НКО и также послужат территории. И главное – то, что сторонние подрядчики сделают за миллион, свои сделают, как правило, за четверть миллиона, увеличив, таким образом, в четыре раза объем благ для местной территории.

4. Развитие территории должно строиться на последовательном решении актуальных проблем.

При такой стратегии все больше местных жителей увидят, что развитие в принципе возможно и в этом процессе можно участвовать. Таким образом, любой проект – и экономический, и социальный – должен опираться в первую очередь на решение понятной и актуальной для жителей проблемы. Для этого проблема должна быть озвучена жителями, например, на местном общественном совете, а решение должно строиться на деятельности самих жителей, с максимальным их вовлечением и опорой на то, что они умеют, хотят, чем владеют и т.д.

Однако на практике часто приходится видеть такие примеры: нужны гостевые дома для развития туризма в далекой деревне – будем искать инвесторов для строительства таких домов или сразу гостиницы. Соответственно, с одной стороны, минимальные шансы на успех, с другой стороны – игнорирование и вытеснение местных жителей, с уже имеющимся жильем и потенциальной готовностью принимать туристов в гости. Или требуется цивилизованный рынок на трассе вместо несанкционированной торговли – предлагается сначала разогнать имеющуюся торговлю, построить торговый комплекс и начать брать плату с тех, кто протянет сезон без торговли.

Еще пример – есть желание поддержать картофелеводство – предлагается выделить земли и искать/найти одного предпринимателя, который и будет работать, в том числе принося доход в местный бюджет, вместо того, чтобы распределить проект/заказ среди селян, совместно построить склад и инфраструктуру (при финансировании в том числе по ФЗ-131 из бюджета), а поиск и проектирование сосредоточить на выгодных путях сбыта и переработки.

Почему так часто принимаются нелогичные решения? Возможно, потому, что администрации не проводят анализ внутренних возможностей имеющегося человеческого капитала, считая его полностью апатичным. В свою очередь, этот человеческий капитал, уже полностью перестав верить в возможность развития территории, демонстрирует апатию, которую и видит администрация, и круг замыкается. И так будет до тех пор, пока кто-то не начнет постепенно строить новые отношения, решая вместе с населением те проблемы, которые оно считает значимыми и приоритетными.

5. Чем проще и локальнее проект, тем понятнее он для жителей и тем заметнее будет результат.

В принципе, это ключ к успеху любого проекта, но особенно проектов, направленных на социальные изменения, а также развитие сельских территорий.

Если проект основан на приоритетной для местных жителей проблеме, которую назвали сами местные жители, если деятельность по проекту строится на вовлечении жителей в решение местной проблемы своими силами, если результат ощутим и значим для жителей – это хороший проект. И им может стать и благоустройство территории, и развитие инфраструктуры, и поддержка семей, имеющих маленьких детей, и создание сервисов для туристов и т.д. Это могут быть небольшие проекты социального предпринимательства, а могут быть и амбициозные в будущем проектные идеи создания столицы или родины чего-то, какого-то близкого для многих, но сохраняющего местный колорит явления. В любом случае, должна быть названа конкретная проблема и предложено ее адекватное локальное решение.

Иногда приходится сталкиваться с идеями развития территории через реализацию какого-нибудь международного ультрасовременного и ультрадорогого мегапроекта, который якобы решит проблему безработицы на селе или оздоровит местных детей, а на деле даже не предусматривает переобучения местных, оставшихся без работы, бывших лесорубов или виноделов и рассчитан исключительно на приток квалифицированной рабочей силы из близлежащего города, а вместо оздоровления детей из сельских поселений в лучшем случае будут отобраны два-три ребенка со всего региона для спорта высоких достижений.

Такие проекты, часто реализуемые под очень крупные инвестиции, могут быть выгодны региону с точки зрения статистики, но если в них нет реальной деятельности по сохранению, укреплению и развитию жизни на селе, лучше еще на начальной стадии подкорректировать их в интересах села, и это вполне возможно.

Примечания

Некоторые глубоко традиционные формы работы в рамках проектов по развитию сельских территорий очень близки к наиболее передовым и модным трендам в коммуникационной отрасли, маркетинге и стиле жизни.

Например, кооперация и объединение жителей по выращиванию или хранению чего-либо по своим участкам с совместным пользованием сходно с применение облачных технологий и методов хранения информации в коммуникационной и IT-отрасли. Создание системы личных хозяйств, объединенных сервисами коллективных закупок и централизованного сбыта, сходно с набирающими сейчас в России обороты коллективными групповыми покупками в Интернете. Рост потребности и запросов на экологическое жилье и тем более на экологически чистые продукты питания – с возрождением школ мастеров по строительству срубов, появлению в селах новых фермеров – бывших горожан и ростом активности жителей городов в поиске места для постоянного жилья в сельской местности. А формирование в рамках отдельной группы поселений или района централизованного сбыта коллективно произведенного сырья переходит в сбыт полуфабрикатов или гото­вых товаров и услуг, что начинает требовать создания торговых марок, узнаваемых брендов и продвижения территорий.

Версия для печати       В формате MS Word