ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА ПОИСК
ГЛАВНАЯЦЕНТР ПОДГОТОВКИО ЦЕНТРЕКонсультантыСтатьи

Проекты против разобщенности
Существует ряд проблем, препятствующих развитию местного самоуправления в сельских муниципальных образованиях РФ. Одной из них является низкая социальная активность населения. Органы местного самоуправления чаще всего реализуют свои полномочия целиком за счет администрирования, и не воспринимают население как реальный ресурс в решение вопросов местного значения. Жители, со своей стороны, также недостаточно поддерживает инициативы руководителей территорий.

Ещё одной проблемой является слабость программ развития сельских территорий. Большинство разработанных программ опираются не на внутренние ресурсы поселения, а на проекты вышестоящего уровня. Программы развития муниципальных образований в основном только фиксируют процессы, а не являются планом по поиску и мобилизации собственных ресурсов. Слабая экономика сел определяет дотационный характер сельских бюджетов, что не может не порождать такое же «дотационное» сознание у их населения. Да и у многих представителей поселенческого и районного руководства.

Недостаток средств могла бы восполнить инициатива населения, но его требуется активизировать и вовлечь в самоуправление, чего местная власть зачастую сделать не в состоянии.

Так и получается: с одной стороны неверие, с другой – недоверие. Круг замыкается.

Обозначенные проблемы являются преодолимыми, но для этого необходимы институты, способные наладить на муниципальном уровне непосредственную работу с населением, вовлекать активную часть людей в процессы развития своих поселений, в осуществление самоуправления и решение вопросов местного значения.

Одним из таких инструментов является Центр подготовки мастеров сопровождения инициатив. Его создание позволит обучать специалистов по работе с активным сельским населением. Сельские активы, вовлеченные в реальную проектную деятельность, с одной стороны станут кадровым резервом для органов местного самоуправления. А с другой, смогут добиваться экономического и социального развития своих поселений в сотрудничестве с администрациями и представительными органами на местах.

Идея создать центр обучения для сельских активистов витала в воздухе c 2005 года, с самого начала реализации пилотного проекта «Развитие социального потенциала сельских поселений» в Вологодской области. Он как раз и нацелен на решение упомянутых выше проблем: низкой социальной активности населения, разобщенности органов местного самоуправления и жителей, слабости программ развития сельских территорий.

Основными направлениями проекта были и остаются: обучение и консультирование, внедрение новых управленческих технологий и антиалкогольное просвещение.

Пилотный проект получился комплексным, направленным как на работу с институтами (тренинговый центр, ресурсный центр, агентство территориального развития, социальный комиссар) и с властью (рабочие группы, Координационный совет, разработка планов развития, мониторинг), так и с населением (ТОСы, диалоговые площадки, проектные группы, общественные организации и объединения).

В результате пятилетней реализации проекта количество положительных «малых» изменений в жизни селян привели к качественным изменениям социального самочувствия. Население начало активно участвовать в жизни села и формировании перспективных социально-экономических планов. Заметно снизился уровень алкоголизации среди молодого населения. У людей появилось желание видеть свое поселение более красивым, современным, удобным.

Проект был представлен на всероссийской конфренции «Инновационное развитие сельских территорий» в марте 2010 года и получил высокую оценку экспертного сообщества.

Создать критическую массу

Однако мало было разбудить инициативных людей и создать им возможности для реализации пусть небольших, но заметных проектов. Важно было поддерживать их в тот период, когда они уже не хотели жить по-старому. Им просто необходимо было общаться с такими же, как они энтузиастами, обмениваться идеями и получать поддержку сообщества. Но тогда для реализации этой затеи даже на региональном уровне требовалось понимание масштабности задачи и готовности власти преодолеть свои узковедомственные интересы ради развития конкретного сельского поселения. Потребовались долгие четыре года, чтобы в Вологодской области появился Департамент развития муниципальных образований. Согласитесь, ненормально, когда один департамент контролирует строительство фермы, а другой департамент в это время оптимизирует сферу здравоохранения, закрывая в селе медпункт. Теперь все муниципальные образования области, вопросы их жизнеобеспечения и развития находятся в ведении одного структурного подразделения.

Исследование «Сравнительный анализ особенностей менталитета и уровня активности городских и сельских жителей на примере Вологодской области» убедительно показывает, что рядовой сельский житель не имеет элементарных правовых и экономических знаний для открытия своего дела, в том числе и ведения КФХ. При этом сравнительно низкий уровень собственной активности практически сводит на нет все попытки активизировать сельское население извне.

Есть одна интересное наблюдение - когда в деревне один или два активиста начинают новое общественное движение, остальными это воспринимается в штыки. Жители глядя им вслед «крутят пальцем у виска», но стоит неравнодушным людям заручиться поддержкой лидеров общественного мнения, ситуация меняется кардинально. К мнению активистов начинают прислушиваться и люди гораздо легче вовлекаются в общественную деятельность.

Поэтому целью проекта является формирование критической массы селян в выбранных муниципальных образованиях с тем, чтобы их социальные и бизнес - проекты получили максимальную поддержку, как власти, так и односельчан.

Развиваем людей – развиваем территорию

Мы уверены, что развитие сельских территорий идет через развитие людей. Развитие жителей осуществляется через вовлечение их в экономические и социальные проекты, реализуемые лидерами – мастерами инициатив. Мастер сопровождения – это специалист, работающий с активными жителями села и помогающий им осознать свою общность и ответственность за судьбу своего поселения. Направления этой работы самые разнообразные: создание инициативных групп жителей, помощь в разработке концепции развития села и проектов, направленных на решение конкретных проблем, создание коллективных сельских предприятий и Советов общественности при главах сел, консультирование, предметное обучение и т.д.

Главное здесь – не финансовая прибыль, а изменение социального климата. Именно для этого Центр подготовки мастеров сопровождения инициатив выявляет, объединяет и организует эффективное взаимодействие сельских лидеров.

Жители деревни Сметанино Верховажского района Вологодской области мечтали осветить лыжную трассу, чтобы после работы можно было кататься, не рискуя сломать себе конечность. После нескольких стратегических сессий было принято решение создать на территории центр детского пневматического биатлона им. А. А. Алябьева (знаменитого земляка), чтобы можно было проводить межрегиональные соревнования. Сегодня благодаря усилиям активных и энергичных селян, которые смогли вовлечь в реализацию идеи и своих земляков и власти, центр создан и представляет собой оборудованную трассу и судейский домик со всеми условиями для размещения и отдыха спортсменов и судей.

Для реальных изменений необходимы изменения в образе мыслей, мировосприятии, даже в языке всех субъектов проекта. Только денег или вложений в социальную инфраструктуру недостаточно. Нельзя развивать социальную инфраструктуру и безвозмездно помогать бедствующим, потому что это плодит иждивенцев. Поэтому мы исходим из комплексного подхода, который условно можно назвать Концепция развития сельских территорий 5 «И»:
Инновации (инновационные методы управления территорией, социальные инновации)
Институты (создание диалоговых площадок, институтов развития, обучения, поддержки инициатив)
Информация (новые каналы коммуникации, создание сетей обмена информацией)
Инициатива (работа с мотивацией населения)
Инвестиции (деньги, идеи, люди)

Чему учить селян

Учить селян надо проектированию, созданию планов перспективного социально экономического развития, командообразованию. Но главное, это научить верить в собственные силы. Чтобы можно было перестать уповать на власти, а сделать что-то полезное для территории своими руками.

В центральной части поселка Туровец Междуреченского района сгорел магазин, и останки пожарища несколько лет «украшали» пустырь возле памятника воинам освободителям. Активисты МОУ «Надежда» за несколько дней не только расчистили территорию, но и привлекли достаточное количество людей и техники, чтобы вывезти мусор. Уже через несколько недель на этом месте красовалась новая деревянная площадка для танцев с небольшой сценой, которую используют и проведения дней поселка.

Начинать надо с обстоятельного разговора. Фокусированные интервью с жителями пилотных поселений в Вологодской области служили отправной точкой не только для выявления проблемного поля территорий, но и способом вспомнить забытое обсуждение проблем всем миром. Потом требуется несколько стратегических сессий, чтобы сельские жители буквально «увидели» будущее поселка своими глазами. Это присоединение к будущему наполнит энергией их деятельность, особенно когда им придется пробиваться через непонимание и нежелание властей сотрудничать. Мозговой штурм позволит увидеть массу возможностей для самореализации каждого. Самое сложное – это довести первую проектную идею до реализации. Тут просто необходим тренер, который будет верить в успех, будет всегда поддерживать и привлекать необходимые ресурсы для достижения результата своих подопечных.

Алкоголизм едва ли не самая распространенная болезнь сельских территорий. Первые фокус группы с женщинами показали, что зачастую на их хрупких плечах остается и дом, и хозяйство, и дети, когда запивает глава семьи. И эти женщины готовы на все, чтобы избавить своего мужчину от этой болезни. Первая группа созависимых появилась в селе Новленское Вологодского района в 2007 году. Преодолевая боязнь общественного мнения, женщины стали делится своим горем среди таких же, как они. С помощью психологов и они смогли понять, как много зависит от их отношения и поведения и как многое они могут сделать сами, чтобы избавить семью от этого зла.

Как только на территории сельского поселения появляется общественная организация или ТОС – это серьезное испытание для действующей власти. Активные и целеустремленные активисты начинают требовательнее относиться к ее деятельности, внимательно изучают отчеты о проделанной работе, вносят предложения по повышению эффективности деятельности. И тут власть встает перед выбором – или повышать качество своей работы и меняться или уступать дорогу новым лидерам. Самые продвинутые главы начинают поддерживать сельских активистов, участвуют вместе с ними в проектах развития.

Что может Центр помощи лидерам

Основными видами деятельности центра будут:

- организация поддержки сельских инициатив – школы мастеров сопровождения;
- создание системы доступности инновационных технологий для сельских жителей;
- создание системы обучения в области инновационных технологий для государственных и муниципальных служащих, работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений, производителей сельскохозяйственной продукции;
- системная работа по развитию сельских инициатив, через объединение потенциала активного населения, административного ресурса и возможностей бизнеса;
- разработки и реализации инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов, путем привлечения дополнительных ресурсов, в том числе волонтерского труда населения, желающего создать рабочие места;
- организация мероприятий информационного характера по привлечению опыта других регионов, муниципалитетов, успешных программ;
- мероприятия по подготовке предложений и мер по повышению эффективности государственной поддержки реформы местного самоуправления;
- проведение форумов и конференций, на которых участники программы будут делиться опытом, участвовать в создании единого делового поля;
- содействие образованию, регистрации и вовлечению в социально-экономическое развитие районов и поселений некоммерческих организаций.
- издание специализированного журнала для сельских активов и органов местного самоуправления, работу web-ресурса, и др.

Итак, Центр подготовки мастеров сопровождения инициатив выявляет, объединяет и организует эффективное взаимодействие сельских лидеров.
Центр сможет выпускать в год не менее 30 мастеров, проживающих в сельских территориях каждого региона - участника, объединить их в сеть, создать условия для реализации ими не менее 100 социальных и бизнес - проектов в рамках стратегии региона в год.
Территории – участники проекта в 2011 году: Вологодская область, Калужская область, республика Бурятия.

Как это работает?

Этапы подготовки Мастеров сопровождения в 2011 году.

В реализации проекта предусмотрено несколько этапов. От отборочных туров и установочных семинаров, до защиты проектов на экспертном совете и их непосредственной реализации.

0 этап. Подготовительный
Ноябрь-декабрь 2010г.
Проведение отборочных мероприятий. Набор слушателей Центра. Работа с предполагаемыми экспертами, координаторами и инвесторами.

1 этап. Установочный
Январь 2011г.
Трехдневный установочный семинар с отобранными слушателями. Работа над планами социально-экономического развития территорий, деловая игра «Составление карты ресурсов»

2 этап. Исследовательский
 Февраль-март 2011г.
Сопровождение сельского актива мастером, исследование территории. Работа с проектными идеями развития конкретного муниципального образования. Консультирование проектных групп экспертом в он-лайн режиме.

3 этап. Проектный
 Апрель 2011г.
Пятидневный обучающий семинар. Активное обучение проектных команд в условиях, моделирующих реальность. Мастер-классы, экспертные сессии, тренинги и практические занятия для слушателей, направленные на доведение проектов. Подготовка и общественная защита проекта командами. Выбор проектов для представления на экспертный совет.

4 этап. Реализация
Май-сентябрь 2011г.
Работа проектных команд в муниципалитетах по реализации своих идей. Он-лайн консультации экспертов. Формирование поддерживающей системы проектов на территории.

5 этап. Экспертный совет
Сентябрь 2011г.
Презентация лучших проектов Экспертному совету. Принятие решения о включении проектов развития сельских поселений в формируемый бюджет области на 2012 год.

6 этап. Завершающий
Октябрь 2011г.
Контроль и оценка реализованных проектов, подведение итогов, выдача сертификатов мастеров. Начало отборочных мероприятий следующего учебного года.

Итак, на этапе отбора слушателей по специальным критериям  участникам будет предложено познакомиться с планом мероприятий проекта и возможностей как в личностном развитии для каждого, так и привлечении ресурсов для своего района. Участие в проекте бесплатное и добровольное. Технологически будет проведена серия кустовых встреч (несколько близлежащих территорий соберутся в районном центре) с претендентами в слушатели Центра, где будет проведена презентация пилотного проекта, показаны условия финансирования из областного бюджета в 2012 году, поставлены цели и задачи предстоящей работы по созданию центра подготовки мастеров. Регистрация и анкетирование пройдут во время встречи и все участники получат задание подготовить материалы по своему муниципальному району.

На установочном семинаре слушателей познакомят с основными инструментами исследования ресурсов территории, научат составлять карту ресурсов, использовать даже парадоксальные ресурсы для проектов развития. Вместе с главами сельских поселений слушатели представят свое видение недоиспользованных ресурсов перед общественным советом. Таким образом, уже во время первого семинара Школы участники будут работать не с абстрактными кейсами, а с реальной территорией со своими особенностями и живыми людьми, которые будут иметь возможность спорить, высказывать свое мнение, критиковать видение слушателей. По итогам слушаний будет проведена оценка работы проектных команд и определен их рейтинг. То есть слушатели начинают соревноваться друг с другом за лучший проект «Карта ресурсов территории», которую они должны будут отправить по электронной почте в информационный центр проекта. В обязательную программу семинара войдет написание плана социально-экономического развития района для формирования единого понятийного аппарата (участники проектных команд должны уметь разговаривать с представителями администраций разного уровня на их «языке»).
На этапе проектной школы тренеры дадут теоретический материал слушателям по стратегическому планированию, проектированию, командообразованию, поиску ресурсов для реализации проектов. Первая половина каждого дня будет посвящена лекциям, а вторая – практическим занятиям в разных отделах администрации экспериментального района. Слушателям будет представлен богатый материал из реализованных проектов развития территорий в нашей стране и за рубежом. В практической части Школы слушатели смогут попрактиковаться в написании бизнес-планов, планов социально-экономического развития в рамках реализации стратегии развития региона. Все это можно будет делать на «живом» материале - конкретном муниципальном образовании Вологодской области. По итогам Школы у каждой проектной команды будет возможность защитить свой проект перед другими командами, а также представить свой проект общественному совету района и получить «живую» оценку самих жителей. После голосования среди слушателей Школы будет выбрана «десятка» сильнейших проектов для дальнейшей их реализации и представление на экспертный совет.

Между проектной школой и экспертным советом возможно проведение летней сессии для проектных команд.

На этапе Экспертного совета слушатели пройдут интенсивную подготовку по презентации проектов (2-х дневный тренинг) и представят отобранные проекты на суд межрегионального жюри, где проекты пройдут самую глубокую экспертизу на реализуемость, социальную значимость и перспективность расширения в дальнейшем (так называемый «мультипликативный эффект»). Там же будут распределены гранты. Отдельным направлением будут представлены те проекты, которые не были выбраны участниками на этапе проектной школы, но, тем не менее, были реализованы на территории района и получили общественный резонанс.

Все этапы предполагают глубокое погружение участников в процесс и требуют особого, специально подготовленного пространства (конференц-зал с видео проектором, 10 отдельных помещений для работы в малых группах), где слушателям не нужно будет заботиться о проживании и питании. Именно поэтому было принято решение проводить их вдали от городской суеты на базе отдыха, равноудаленной от всех районов области (от 250 до 600 км) на территории Череповецкого муниципального района.

Слушатели центра – это самые продвинутые и активные жители сельских поселений, правда, имеющие весьма скромные доходы по городским меркам, поэтому проживание и питание участников – это забота организаторов проекта.

Кроме этого, каждый слушатель должен быть обеспечен по итогам установочного семинара, проектной школы и экспертного совета пакетом документов, научно-методических рекомендаций, набором кейсов и статей, которые помогут ему в реализации собственного проекта.

Часть раздаточного материала будет готовиться прямо на проектной площадке во время мероприятия: это видео и фото-сопровождение, это стенограммы «живых» обсуждений. Кроме этого, в пакет слушателя войдут диски с записями лекций, круглых столов и общественных слушаний, подготовленных по итогам мероприятий. На каждого слушателя планируется покупка USB-носителя для хранения шаблонов необходимых документов для реализации проекта в электронном виде.

Между этапами проекта планируется активное он-лайн общение слушателей между собой, консультации с экспертами и обмен информацией по схожим проектам в разных регионах. Создание социальной сети из активных сельских лидеров разных регионов – одна из важнейших задач проекта.

Естественно, проект не будет реализован без серьезного консалтингового сопровождения. Привлеченные эксперты – это тренеры и преподаватели из Москвы, которые наполнят мероприятия программы необходимым научно-практическим содержанием и обеспечат дистанционное консультирование слушателей по их проектам. Также в числе преподавателей выступят региональные лидеры, которые уже зарекомендовали себя как «держатели» темы развития территорий

Есть ли польза?

Безусловно, у всех, кто интересуется проектом, такой вопрос встает одним из первых. Отметим только несколько моментов.

1. Более эффективное планирование бюджета территории. Снижение бюджетных издержек на решение локальных задач территории. Бюджет формируется исходя из наличия перспективных проектов. И под эти защищенные авторами проекты выделяются средства. То есть деньги вкладываются в точки роста. А критерием эффективности становится социальная значимость проектов и непосредственная включенность селян в их реализацию.
2. Решение проблемы кадрового голода. Да, инициативных людей на селе не так много. Однако село не настолько оскудело людьми. Кадры есть. Проект позволяет их выявить и создать им реальные условия для доработки своих идей до проектного формата. Причем, этим людям необходимо создать и благоприятный моральный климат.
3. Снижение социальной напряженности
4. Увеличение экономической активности населения
5. Улучшение социальных показателей
6. Снижение асоциальных явлений
7. Увеличение уровня поддержки властей
8. Реальное вовлечение жителей в программы развития территории
9. Изменение установок жителей (активное участие в жизни села, взаимодействие с местной властью)

Общественное сознание станет готово к переменам в сторону принятия активности как нужного явления. Вокруг сельских активов начнёт формироваться слой активного населения, включившегося в процессы. Люди, ранее отделенные своими домами, станут воспринимать свое поселение и свое общество как организм, все процессы в котором взаимосвязаны и отражаются на всех жителях. Жители поселений поймут, что только своими собственными усилиями они смогут изменить ситуацию в поселениях, а также:

Какие перспективы?

 Объединение всех заинтересованных в развитии села граждан России в едином информационном поле. Это особая социальная интернет-сеть, где все могут обмениваться своими идеями. Уже очень много придумано в плане прорывных для развития села идей. Нужно сделать их общим достоянием. Таким образом, выстраиваются горизонтальные связи между представителями сообщества. Как показала практика последних десятилетий, «сверху» выстроить жизнь на селе более чем проблематично. Гражданское общество тем и отличается от государства, что оно организуется, исходя из естественных потребностей людей в самостоятельном обустройстве социума.

И последнее. Сегодня, после всех реформ и экспериментов, мы столкнулись с потребностью заново осваивать нашу страну. Пришло время своего рода экспансии вовнутрь. Без возрождения сельских территорий ни о каком повторном освоении России и речи быть не может.

Мы обращаемся ко всем, кому дорога российская деревня: присоединяйтесь!

Версия для печати       В формате MS Word